Яндекс.Метрика

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Начало занятий 1 октября 2012года (дневная группа 10.00-17.00)

Окончание занятий 5 октября 2012 года
Продолжительность занятий - 40 академических часов


Преподаватель: Стажкова Мария Михайловна, к.э.н.,  профессиональный бухгалтер, первый зам. ген.дир. НВОУ «Налоговая академия», преподаватель Международной академии проф. Бухгалтеров.

 

Программа курса

Тема 1. Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность" предприятия как источник информации о его хозяйственной деятельности. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России. Виды отчетности предприятия: бухгалтерская, статистическая, внешняя публичная, внутренняя. Взаимная увязка показателей различных видов и форм отчетности.

Значение и функции бухгалтерской отчетности в рыночной экономике. Отличия бухгалтерской отчетности от статистической. Пользователи бухгалтерской информации в странах с рыночной инфрастуктурой. Общие требования, предъявляемые пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности в рыночной экономике. Международные стандарты бухгалтерского учета и Директивы по учету стран Европейского Союза (ЕС) - важнейшие международные нормативные акты, регулирующие состав и содержание бухгалтерских (финансовых) отчетов в международной практике. Качественные характеристики отчетных форм. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности - сближение состава и содержания форм бухгалтерской отчетности. Состав годового и периодического бухгалтерских отчетов: отчетные формы, расшифровка статей отчета, схема структуры пояснительной записка. Сводная и консолидированная бухгалтерские отчетности, их различие, особенности составления.

Тема 2. Бухгалтерский баланс.

Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике. Баланс как группировка имущественной массы предприятия (хозяйства) по двум признакам: как соединение разнородных имущественных ценностей и прав, а также капитала, образованного волей собственников, и обязательств перед третьими лицами - кредиторами.

Баланс - денежный измеритель состояния хозяйства на определенный момент. Отражение в балансе всей совокупности имущественных отношений. Степень риска предпринимательской деятельности и наращение собственного капитала (чистых активов).

Принципы построения баланса. Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике. Определение актива баланса. Определение пассива баланса. Состав и классификация статей пассива, характеристика его статей.

Бюджетно-распределительные и регулирующие статьи. Порядок определения по балансу суммы собственного капитала и его наращения (финансового результата). Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках. Виды и формы бухгалтерских балансов: оборотный (проверочный) и шахматный баланс; баланс брутто и баланс нетто, их отличие; вступительный, отчетный (периодический, заключительный), саннируемый, разделительный, ликвидационный, сводный, сводно-консолидируемый, их различия и особенности составления.

Методы оценки отдельных статей баланса в отечественной и международной практики, нормативное регулирование в России оценки отдельных статей баланса. Влияние методов оценки на достоверность бухгалтерского баланса. Рекомендации международных стандартов об оценке статей баланса в условиях инфляции.

Реальность баланса: абсолютная и относительная; пути достижения реальности баланса; установление реальности годового баланса (полная инвентаризация всех статей баланса: уточнение количественного состава, состояния и оценки частей имущества, выверка расчетов с дебиторами и кредиторами). Правильность отражения данных активно-пассивных счетов).

Преемственность баланса. Условия, обеспечивающие преемственность балансов: однородность статей, финансовая продолжительность отчетных периодов, неизменность валюты и методов оценки имущественных статей, постоянство учетной политики предприятия.

Техника составления бухгалтерского баланса: промежуточного (месячного, квартального) и этапы составления годового баланса. Порядок формирования данных по отдельным статьям баланса из Главной книги и других учетных регистров.

Фальсификация и вуалирование бухгалтерских балансов. Сущность вуалирования и фальсификации. Примеры фальсификации и вуалирования балансов (произвольность оценки отдельных статей баланса, искаженное суммирование или добавление отдельных балансовых цифр, неправильное сальдирование (зачетов) требований и обязательств, невключение в баланс отдельных статей, сохранение в балансе сумм, подлежащих исключению.

Использование информации о движении статей бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния предприятия.

Тема 3. Отчет о прибылях и убытках.

Значение и целевая направленность отчета о финансовых результатах в рыночной экономике. Схемы построения отчета о прибылях и убытках в России и международной практике (различие и необходимость сближения в подходах отражения отчетной информации). Показатели формы отчета о прибылях и убытках (ф. №2), порядок их формирования и отражения в учетных регистрах и форме отчета. Определение понятий (отдельных показателей): выручка, доход, прибыль, убыток, расходы, себестоимость реализованной продукции и др., предусмотренных в ф. №2. Взаимосвязь отчета о финансовых результатах с декларациями и другими документами, представляемыми предприятием в налоговые службы. Отчетные данные о распределении дохода (прибыли), порядок их формирования и отражения в формах №2 и №5 "Приложение к балансу". Использование информации отчета о прибылях и убытках в оценке прибыльности деятельности и рентабельности активов, собственного капитала, продаж и др.

Тема 4. Отчет о движении денежных средств.

Целевое назначение отчета для внутренних и внешних пользователей. Факторы, повлиявшие на широкое применение указанного отчета в международной практике. Показатели отчета. Два варианта методики составления отчета о движении денежных средств. Взаимосвязь отчета с оперативным финансовым планированием и контролем за движением денежных потоков предприятия, а также балансом и отчетом о финансовых результатах. Недостатки действующей формы №4 "Отчет о движении денежных средств" в России по сравнению с Международной практикой ее составления.

Тема 5. Консолидированная бухгалтерская отчетность.

Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Директивы Европейского Союза о консолидированной отчетности. Международные стандарты по консолидированной отчетности. Гармонизация отчетности в странах Европейского сообщества. Условия составления консолидированной отчетности в соответствии с Директивами ЕС.

Определения и область применения консолидированной отчетности. Вопросы составления консолидированной отчетности в современном российском законодательстве. Определение дочерних, материнских компаний, зависимых обществ. Сводная отчетность и ее отличие консолидированной отчетности. Финансово-промышленные группы и составление консолидированной отчетности. Ограничение на создание холдинговых компаний.

Состав и структура консолидированной отчетности. Факторы, обусловливающие необходимость составления консолидированной отчетности и освобождение от ее составления. Принципы подготовки консолидированной отчетности. Структура консолидированного баланса. Консолидированный отчет о прибылях и убытках. Примечания к консолидированной отчетности. Особенности консолидации отчетности зарубежных дочерних предприятий. Доклад руководства группы (пояснительная записка к годовому отчету). Аудит консолидированной отчетности.

Процедура консолидации. Первичная консолидация баланса. Метод покупки, метод слияния (поглощения), первичная консолидация баланса при приобретении менее 100% капитала по балансовой стоимости. Первичная консолидация отчета о прибылях и убытках при покупке и слиянии. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды. Элиминирование внутрифирменных операций в балансе. Частично элиминируемые статьи. Расчет доли меньшинства и ее отражение в консолидированном балансе. Элиминирование дивидендов и привилегированных акций в консолидированном балансе. Нереализованные прибыли по внутрифирменным продажам в консолидированном отчете о прибылях и убытках. Сравнение методов покупки и слияния. Инвестиции в ассоциированные компании.

Тема 6. Учетная политика и бухгалтерская отчетность.

Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерских отчетов. Состав приложения расшифровок к формам бухгалтерской отчетности предприятия: движение фондов, движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, состав нематериальных активов на конец года; наличие и движение основных средств; раскрытие финансовых вложений; движение валютных средств, другие пояснения. Назначение и целевая направленность ф. №5. Техника составления каждого из разделов, включенных в приложение к балансу (ф. №5). Содержание пояснительной записки - текстовой части годового бухгалтерского отчета и ее значение для пользователей.

Тема 7. Статистическая отчетность.

Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (ф. № П-1) - месячная, квартальная. Натуральные и стоимостные показатели продукции: объем продукции в оптовых ценах предприятий без налога и акцизов, в сопоставимых ценах, в действующих ценах соответствующего года. Состав стоимостных показателей объема промышленной продукции. Оценка промышленной продукции и незавершенного производства. Взаимосвязь натуральных и стоимостных показателей продукции в отчетных формах. Техника составления отчета о продукции.

Сведения о численности, заработной плате и движении работников по труду (ф. № П-4) - месячная, квартальная. Среднесписочная численность персонала, его состав и движение. Показатели производительности труда. Взаимная увязка показателей продукции и трудовых показателей. Отчетные данные о заработной плате. Состав фонда заработной платы промышленно-производственного персонала. Темп роста производительности труда. Расчетная среднемесячная заработная плата промышленного персонала и темп ее роста. Техника составления отчета по труду.

Отчетность о составе и движении основных средств (ф. №11) - годовая. Назначение отчета, состав показателей, техника составления.

Отчетность о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (ф. №5-3) - месячная, квартальная, годовая. Показатели отчета. Отчетные данные о затратах на производство по элементам. Их назначение, источники данных. Методы и техника составления. Порядок увязки общей суммы затрат на производство с производственной себестоимостью продукции; списание на непроизводственные счета изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов, резерва предстоящих платежей.

Себестоимость продукции по статьям калькуляции. Источники данных, методы и техника составления внутренней отчетности о себестоимости продукции. Пути повышения достоверности отчетности.

Показатели производственных потерь - потерь от брака, отходов, от пониженной сортности продукции и др.

Себестоимость отдельных видов продукции (отчетная калькуляция). Отчеты об исполнении смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов - составная часть управленческого учета предприятия. Техника составления указанных форм отчета и использование их информации для анализа деятельности предприятия.

Сведения о финансовом состоянии организации (ф. № П-3) - квартальная, годовая. Показатели отчета, их увязка с формами бухгалтерского отчета. Техника составления.

Сведения об инвестициях (ф. № П-2). Показатели отчета, их увязка с формами бухгалтерского отчета. Техника составления.

По окончании курса слушателям выдается сертификат о повышении квалификации аудитора Института повышения квалификации Аудиторской палаты России


Стоимость участия: 7900 рублей

Запись на курс осуществляется в виде on-line заявки одновременно с заявкой, подаваемой (также в on-line режиме) на сайте Аудиторской палаты России. При заполнении заявки на сайте АПР просим Вас указывать номер нашего Учебно-методического центра - 50. 

Вопросы по регистрации и порядку взаимодействия можно задать по телефону: (495) 514-82-92, (495) 589-36-80, вн. 149 или 150